Folkboat
Во время второй мировой войны, в Скандинавском Парусном
Союзе (SSA) возникла идея создать новый класс яхт для
распространения в Скандинавии. Недорогая яхта, должна была
увеличить популярность паруса, сделать его доступным для
народа.
Был объявлен конкурс, условия которого опубликовали в яхтенных
журналах.
Королевская Шведская Ассоциация Яхтинга решила поддержать
эту идею постройкой двух прототипов проектов-победителей.
Конкурс состоялся, но неожиданно большое количество поданных
проектов - 60 , затянуло работу комиссии. Результаты были
объявлены осенью 1941 года. Первое место решили не присуждать.
Второе и третье поделили между собой яхты проектов "SVANE" и
"VEGA 2", четвертое и пятое -- "INGER" и "SNIPAN". Их создатели
получили денежные призы, но в заключении жюри было сказано: "Ни
один из проектов не может быть избран в качестве конструкции
народной лодки без изменений. Необходимо разработать
совершенно новые чертежи соответствующие поставленным целям
на основе опыта и впечатлений, которые жюри почерпнуло из
проектов конкурса. Два вторых места получились наиболее
близкими к целям комитета, а четвертое и пятое места должны
считаться хорошими предложениями, но они слишком дороги для
массового класса".
Группе конструкторов поручили разработать чертежи "народной
лодки" на основе проектов-победителей, и в окончательном виде
они сошли с чертежной доски конструктора-любителя Торда
Сундена.
Когда проект еще был в работе, большое число шведских верфей
объявили о своей готовности строить по нему яхты. Первый
"Фолькбот" появился на верфи "Арендалс" в Гетеборге и весной
1942 года был спущен на воду. Яхта строилась из дешевого дерева
-- сосны и лиственницы, с клинкерной обшивкой на медных гвоздях.
Чугунный балластный киль составлял 50% ее водоизмещения.
Стоимость первых "Фолькботов" была 600 долларов.
Новую яхту придирчиво изучали, но уже первые выходы привели
специалистов в полный восторг,
"Фолькбот" вел себя в море великолепно. В отличие от довоенных
гоночных яхт он нес сравнительно небольшую парусность и имел
высокий борт, - эта особенность проявляла себя с лучшей стороны
при плавании в свежую погоду. Проект удался, и первые 60 яхт
были построены в короткий срок.
В Дании первый "Фолькбот" спустили на воду в 1943 году. После
войны "Фолькбот" появился и в Финляндии. К началу пятидесятых
только в одной Швеции было построено более 400 "Фолькботов",
яхты экспортировались в США, Нидерланды, Францию,
Великобританию, Западную Германию и другие страны. Появился
"Фолькбот" и в СССР, и быстро завоевал признание у русских
яхтсменов. Надежная и мореходная яхта одинаково хорошо
подходила для морских гонок и крейсерских плаваний.
"Фолькбот" нравился и гонщикам и любителям крейсерских яхт.
Первые стремились сохранить оригинальный проект
Скандинавского Парусного Союза, а вторые доработать его в
удобный крейсер.
В разных странах яхту стали строить с отступлениями от
первоначального проекта. Увеличивались высота и объем рубки,
появлялось такое оборудование, как гальюн, камбуз, стационарный
двигатель, кокпит становился самоотливным...
Шведский конструктор Торд Сунден ( делавший окончательные
чертежи яхты), видя эту тенденцию, в 1966 году представил проект
под названием "Международный Фолькбот", усовершенствовав
популярную яхту и сделав ее более комфортной. Сегодня это
известные яхты "IF-boat", в мире их насчитывается более 4000 .
"Фолькботы" пересекали океаны, на них совершено несколько
кругосветных плаваний, классные гонки собирают десятки яхт в
самых разных странах.
Несмотря на то, что "Фолькбот" монотип, класс не избежал
некоторых изменений. Со временем были разрешены паруса из
синтетических материалов, оцинкованный такелаж сменился
нержавеющим. В 1975 году SSA решилась на постройку
экспериментального стеклопластикового "Фолькбота", а с 1977
года разрешила яхты из этого материала, оставив в пластике
имитацию клинкерной обшивки.
Не ослабевающий интерес к "Фолькботу" и неизменная
популярность в течении 65 лет свидетельствует об отличных
качествах этой яхты.
|